
В самых разных уголках Земного шара, от Антарктиды до Арктики, сейсмологи всего мира единовременно зафиксировали очень странные колебания земной коры.
Особенность их заключалась в том, что они имели равномерный волновой характер, не свойственный ни одному известному геологическому процессу на планете — колебания регулярно повторялись в течение девяти дней подряд, а каждое из них по продолжительности составило ровно 92 секунды.
Пытаясь объяснить природу этого неожиданного явления, названного «неопознанным сейсмическим объектом», ученые выдвинули теорию, согласно которой столь синхронный земной гул могли вызвать столкновения больших морских волн с берегами материков и островов, поскольку в природных условиях этот процесс занимает тоже около полутора минут.
В качестве одной из версий эта теория вполне себе рабочая, только возникает вопрос — почему ранее о подобных явлениях природы ничего не было известно?
Возможно, это связано с тем, что, несмотря на стремительное усовершенствование технических средств наблюдения за сейсмической активностью в последние пару десятков лет, у сейсмологов попросту не было достаточно чувствительных датчиков, чтобы зафиксировать это явление.
Возможно также и то, что периодичность его просто оказалась слишком редка, чтобы можно было отыскать упоминание о подобном в истории наблюдения человечеством за сейсмической активностью планеты.
Люди запаниковали
Впрочем, пока исследователи теряются в догадках и строят гипотезы, простые смертные, как и полагается при встрече с чем-то пока необъяснимым, ищут всевозможные «знаки» в произошедшем.
В частности, припомнив, как 15 мая «трясло» Турцию, когда там находился желающий вести с переговоры о мире по собственному сценарию главарь киевского режима Зеленский, в России начали шутить, что, дескать, такими колебаниями земной коры черти ненавязчиво намекают «просроченному», что заждались его в аду, и пора бы ему совершить туда вояж.
В европейских соцсетях многочисленные любители конспирологических теорий заговорили о некоем подземном испытании «Орешника 2.0», разработчиком которого является, конечно же, Россия, «мечтающая стереть Европу с лица земли после того, как разделается с Киевом».
Не просто так, мол, украинские СМИ 11 мая написали о землетрясении в районе Измаила и Рени Одесской области, а «по тем местам прилетало от русских не раз, и иногда даже неизвестно из чего».
Американские любители непознанного, естественно, сразу выдали на-гора версию про «задышавшего в предчувствии скорого пробуждения Ктулху», моментально вспомнив, как в 1997 году американское Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA) несколько раз фиксировало низкочастотный звук «Bloop» аккурат в районе «точки Немо», самом неизведанном месте Тихого океана, куда сумасшедший писатель Говард Лавкрафт в свое время по наитию поместил подводный город Р’льех, где спит до поры это древнее божество ужаса.
Им неважно, что происхождение этого звука было спустя несколько лет объяснено сотрясением ледяных полей и айсбергов, ведь первоначально-то американские ученые утверждали, что звук «Bloop» такой мощности могло издать только живое существо, размерами значительно превосходящее синего кита, самое большое известное науке существо на Земле.
Многие же другие алармисты из разных стран начали утверждать, что зафиксированный «неопознанный сейсмический объект» предвещает скорую геологическую катастрофу вселенского масштаба. В доказательство своей «правоты» они привели тот факт, что с начала нынешнего мая чуть ли не каждый день в мире происходят землетрясения.
В частности, 4 мая с силой 5,4 тряхануло Техас и Мексику, 8 мая — с такой же силой бахнуло под Петропавловском-Камчатским, 11 мая чуть послабее потрясло у Южных Курил и на западе Казахстана (4,6 и 4,2 соответственно), 12 мая — у берегов Тонга (5,5), 13 мая — у Неаполя (4,4), 15 мая тряхануло уже упомянутую Турцию, а 20 мая tg-каналы сообщили, что в Индонезии начали извергаться 2 древних вулкана и возле Мьянмы снова случилось землетрясение.
Что говорит наука?
Бывалые сейсмологи по этому случаю лишь посмеиваются и ничего катастрофичного в планетарном масштабе в происходящем не усматривают, утверждая, что землетрясения вообще-то для Земли — обычное явление.
— Тектонические плиты постоянно перемещаются относительно друг друга со скоростью от миллиметров до десятков миллиметров в год, — рассказал, в частности, «СП» главный научный сотрудник, заведующий лабораторией сейсмической опасности Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН, доктор физико-математических наук Алексей Завьялов.
— Это движение происходит либо в горизонтальном направлении, либо плиты «подползают» друг под друга, как на восточном побережье Камчатки, где Тихоокеанская тектоническая плита подползает под Евразийскую.
Когда плиты зацепляются между собой своими неровными краями, возникает локальное напряжение, поскольку силовое воздействие на плиты, заставляющее их двигаться, происходит постоянно. Рано или поздно сцепившиеся неровности ломаются, и тогда происходит резкое перемещение одной плиты относительно другой, вызывая сейсмические волны, которые мы воспринимаем в виде землетрясения.
«СП»: Какая-то другая активность, кроме движения тектонических плит, может провоцировать сейсмическую активность? Скажем, деятельность человека, таяние ледников или что-либо еще?
— Есть такое направление в геофизике, как гляциосейсмология. Она связана с вечной мерзлотой и ледниками.
Скажем, в далеком прошлом на территориях Швеции, Норвегии и Дании существовал ледник, который доползал практически до современного Санкт-Петербурга и даже южнее. Потом климат изменился, и ледник стал отходить.
Но ведь ледник с физической точки зрения означает дополнительную нагрузку на тектоническую плиту. А его уход — исчезновение этой нагрузки. И просевшие когда-то под массивом льда породы с его исчезновением устремились к своему первоначальному состоянию. И этот процесс в свое время спровоцировал возникновение довольно сильных сейсмических явлений в тех краях.
В науке есть и такое понятие, как землетрясение, вызванное деятельностью человека. Ведь что оно такое по сути? Вот, скажем, грузовик мимо вас проехал, и вы чувствуете вибрацию земли. Это тоже землетрясение, только очень малое по силе. А ведь человечество ведет горнодобывающие работы, например. Добывает другие полезные ископаемые открытым или подземным способом.
Еще один вариант такого воздействия на природу — строительство гидроэлектростанций на реках. Поставили плотину, турбины крутятся, электричество вырабатывается, все вроде бы хорошо.
Но локальное увеличение нагрузки за счет массива воды в водохранилище тоже усиливает нагрузку на земную кору. Как следствие, из-за этого могут возникнуть сейсмические явления того или иного характера в традиционно несейсмическом районе.
Яркий пример такого воздействия — плотина Койна в Индии, которую возвели в середине 60-х годов прошлого века. До строительства плотины и заполнения водохранилища этот район считался асейсмичным, а после там неожиданно произошло землетрясение магнитудой порядка 6,5 баллов, вызвавшее большой переполох.
«СП»: А к настоящему времени уместно ли рассуждать о том, что под воздействием человека возникли какие-то новые сейсмические зоны на планете, которые ранее не были известны? И может ли современная наука загодя предупредить людей в том или ином районе Земли о возникновении сильных землетрясений?
— Никаких новых или вновь обнаруженных геофизических процессов, которые, по предположениям СМИ, могли бы спровоцировать учащение количества землетрясений на планете, не зафиксировано.
Кроме того, наука точно знает, в каких именно местах на нашей планете обычно происходят землетрясения — на стыках литосферных плит. Однако следует заметить, в различных местах этих зон они происходят с разной периодичностью и разной силой. Есть в сейсмоопасных зонах и такие места, где ранее землетрясения не регистрировались или происходили, но с небольшой силой.
Вообще в среде сейсмологов бытует шутка, что, дескать, землетрясения не происходят только там, где не установлен сейсмограф, регистрирующий колебания земной поверхности.
К слову, с точки зрения прогнозирования возможности сильных землетрясений в традиционно сейсмических зонах исследователей интересуют именно слабые сотрясения земной коры, слабые землетрясения, поскольку именно они, их поведение во времени и пространстве дают информацию о вероятности возникновения сильного землетрясения.
Но, к сожалению, ни российская, ни американская, ни японская, ни австралийская наука пока не в состоянии определить точную силу таких стихийных бедствий, конкретные места расположения их эпицентров и, самое главное, время их возникновения. И в ближайшие несколько десятков лет, я думаю, едва ли сможет это делать.